Развитие речи у детей дошкольного возраста

развитие речи детей дошкольного возрастаВ предыдущей статье мы говорили о накоплении лексической базы детей, сегодня поговорим о занятиях, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста.

Большинство детей готовящихся пойти в школу правильно произносят все звуки родного языка. Но есть дети, которые не четко произносят шипящие и сонорные (звучные) звуки. Эти звуки можно объединить в пары на основе акустического и артикуляционного сходства.
И именно с них и стоит начинать работу. Конечно, в случае неправильного произношения вашим ребенком каких-либо звуков, следует обратиться к логопеду, который будет работать с вашим ребенком над исправлением произношения. Но и родители могут помочь ребенку, упражняясь с ним дополнительно.

Работу начинаем с игр и упражнений, направленных на выработку четкого произношения звуков – хорошей дикции, интонационной выразительности речи и речевого дыхания. Чаще всего проблемы у детей возникают в произношении шипящих и свистящих звуков. Вместо звука «ш» произносится звук «с», вместо «ч» – «ц»,  вместо «щ» – «сь», вместо «ж» произносится звук «з».

Проблемы бывают в произношении звонких и глухих звуков, звуков «л» и «р», а также твердых и мягких. Сначала упражнения с такими детьми должны заключаться в произношении проблемных звуков, затем упражняемся в произношении слов и фраз, которые содержат проблемные звуки, а также два звука близких по звучанию.

В некоторых случаях дети при правильном произношении отдельного звука, произносят его неправильно в составе слова. Для устранения этой проблемы надо упражняться в произношении этих звуков в составе слов, где они расположены в разных позициях – в начале, середине и конце слова.

При произношении слов шепотом требуется более четкая артикуляция, поэтому в упражнения следует включать произношение слов и фраз шепотом. Также хорошо использование ребенком шепота при заучивании стихов. Происходит тренировка речевого аппарата, а также ребенок быстрее запоминает стихотворение.

Для того, чтобы ребенок четче и правильней произносил звуки следует интенсивней развивать речевой слух. Особое внимание стоит уделить правильному пониманию ребенком отличия одного звука от другого. Начинать следует со звуков, которые чаще всего слышится в словах рифмах, например: краса – глаза, важно, чтобы ребенок понимал, какие именно звуки находятся в таких словах, в нашем случае это звуки «з» – «с». При этом желательно использовать картинки и игрушки для ассоциации с этими словами.

После того, как ребенок осознает отличия звуков, поиграйте с ним, пусть он сам придумает слова,  в которых используются такие звуки. Затем закрывая рот рукой или листом, бумаги произнесите звуки схожие по звучанию, например «с» и «ш» или «ж» и «з», ребенок должен понять произносимый звук и произнести его сам, по возможности правильно. Затем можно поиграть с ребенком в игру – ассоциации: произнося протяжно звук «ш» покажите рукой, как ползет змея, произнося звук «з» – помашите рукой, как будто вы отмахиваете комара, и так далее. Потом ребенок сам должен проделать эти упражнения.

Читайте ребенку больше детских стихов и разбирайте проблемные звуки, которые содержатся в некоторых словах этих стихов. Например, чешская народная песенка в переводе С.Я. Маршака:

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось,

Ни крупинки не осталось

Разберите слова «кружечка», «пшенной», «дюжина» и пр.  То есть те, которые содержат похожие звуки. Пусть ребенок пожужжит как пчела и пошипит как змея.

Таким образом, ребенку будет понятней, что конкретно от него требуется в исправлении произношения проблемных звуков. Удачи вам и вашим деткам.

Спасибо, что Вы с нами!

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Отзывов (4)

  • Спасибо, полезная статья. У меня растет малыш, может пригодится.

  • С интересом прочитала статью. Тема освещена очень достойно.

  • Моему сынишке скоро 3, и я задумываюсь, не нужен ли нам логопед? Болтает он много, фразы строит ого-го, такие обороты применяет, что держись (например: не может быть.. я вот тут подумал и решил.. у меня есть идея… и пр. – и этоо в 2.5 лет!))) а вот со звуками у нас беда.. Есть ли какие-нибудь требования, что должен а чего не должен говорить ребенок в определенном возрасте? (вот Вам и тема для новой статьи)))

Ваш отзыв