Величины – подготовка к школе

величины измеренияТема этой статьи в рубрике «подготовка к школе» – величины. Дошкольник должен иметь представление о длине, ширине, высоте предметов, оценивать их размер с помощью двух – трех измерений, устанавливать соотношение между предметами по размерам.

Дать представление о величинах можно с помощью опосредованного способа сопоставления – измерять с помощью мерок, например веревочек, полосок бумаги и так далее.

Как измерить длину

Вспомните мультфильм 38 попугаев, там длину питона измеряли с помощью шагов попугая. Помните 38 попугаев и одно попугайское крылышко.

Ребенок должен научиться самостоятельно выделять признаки величины, общие для группы предметов, например, раскладывать полоски в порядке возрастания или убывания длины.

В процессе этих действий ребенок сравнивает размеры и выявляет свойства равенства и неравенства и отношений порядка: зеленая полоска короче красной, а синяя длиннее красной, значит, зеленая полоска короче синей.

Обычно ребенок ориентируется ещё и на такие свойства величин, как определенность расположения предметов в ряду и относительность в определении их размеров. То есть, если из сравниваемых предметов второй больше первого, то он является самым большим, по отношению к тем, которые идут до первого.

Обучение ребенка этим навыкам углубляет его представление о числе, так как позволяет выявить отношение между числом и единицей, то есть количественный состав числа – 2 это 1 и 1. Так же связи между числами в прямом и обратном порядке – 5 > 4, 4 < 5.

Измеряя предмет ребенок, откладывая мерку один раз, получит одну единицу. Затем откладывая мерку второй раз – получит вторую единицу. Таким образом, мы научим ребенка различать порядковые и количественные числительные и их значения.

Учим сравнивать предметы

Учить сравнивать предметы следует путем сопоставления их сначала по одному измерению (Эта дощечка короче), потом по двум, по трем (и уже, и еще тоньше). Сопоставляем не только по величинам, но и по другим свойствам предмета – цвет, материал. Это имеет большое значение для умственного развития малыша.

Затем усложняем, просим ребенка сопоставлять не только видимые предметы, но и воссоздавать их по представлению, например, нарисовать две полоски – одну длиннее другой. Продолжим упражнения и будем изменять размер предмета.

Попросите нарисовать прямоугольник несколько раз, изменяя длину и ширину, но при этом примерно сохраняя общую массу предмета. Таким образом, ребенок поймет, что сохранить общий объем предмета можно меняя длину и ширину.

Возьмем пластилин, мы можем из его куска скатать колбаску и тут же переделать её в шарик не меняя при этом массы, эту колбаску мы можем сделать толще и короче или тоньше и длиннее.

Эти занятия помогут в дальнейшем ребенку ориентироваться не только в математике и геометрии, но и в жизни вообще, находя материал для поделок по меркам, и вообще подыскивать предметы по образцу.

В продолжение развития полученных навыков дадим ребенку задание на составление предмета равного образцу из двух других. Таким образом, научим ребенка распределять предметы по определенным признакам, составлять ряды предметов по возрастанию или убыванию величин.

Также ребенка полезно научить до выполнения поставленной задачи планировать свои действия. Можно поставить для этого перед ребенком вопросы: по какому признаку можно сгруппировать предметы, как выбрать следующий по порядку предмет и так далее.

Сначала ребенок будет решать задачи, опираясь на наглядный материал, затем по словесному описанию.

Игра – матрешки

Для этой игры нам понадобятся матрешки, желательно не менее пяти элементов, если нет матрешек, вырежьте из бумаги пять кружков один больше другого на один сантиметр в диаметре.

Попросите ребенка выложить кружки или поставить матрешек в ряд в порядке возрастания. Попросите ребенка объяснить, почему он поставил матрешек именно в этом порядке.

Затем в порядке убывания, опять же попросите обосновать свои действия. Затем уберите из ряда среднюю матрешку или кружок и попросите ребенка рассказать, чего не хватает в ряду. На сколько, по его наблюдениям убранный предмет должен быть больше или меньше предыдущего.

Если вы хотите получать анонсы наших статей, подпишитесь на рассылку “Новости сайта”.

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Отзывов (3)

  • Полезные рекомендации для родителей Спасибо за информативную статью :)

  • Полезная и нужная информация, спасибо!

  • Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

Ваш отзыв