Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склонений

правописание безударных падежных окончаний существительныхПродолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали склонение имен существительных по падежам и три склонения имен существительных. В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е, –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см. здесь). Затем определить склонение (как определить см. здесь). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере, значит это предложный падеж.

Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е. Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., ) в озере.

Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере.

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в предыдущей статье.

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?). Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с.

Окончания:

1-е склонение: , .

2-е склонение: , .

3-е склонение: .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть. → Шерсть (у кого?) у овцы1-е склонение.

 

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?). Используемые предлоги: к, по.

Окончания:

1-е склонение: .

2-е склонение: , .

3-е склонение:.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру. → Бежал (куда? к чему?) к озеру 2-е склонение.

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и, в дательном – окончание –е.

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и.

 

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?  (куда? где?). Используемые предлоги: в, на, за, через, про.

Окончания:

1-е склонение:, .

2-е склонение: , .

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю. → Встретить (кого?) цаплю 1-е склонение.

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?  (где? куда?). Используемые предлоги: с, за, под, над, между.

1-е склонение: -ой(-ей).

2-е склонение: -ом(-ем).

3-е склонение: .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой. → Ловят (чем?) удочкой1-е склонение.

 

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем?  (где?). Используемые предлоги: о (об), в, на, при.

1-е склонение: .

2-е склонение:.

3-е склонение: .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени. → Говорили (о чем?) об осени3-е склонение.

В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.

Спасибо, что Вы с нами!

 

 

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Отзывов (8)

  • Спасибо огромное за полезный и нужный урок. Все очень понятно и четко. Очень понравились примеры и детальный разбор падежей в предложении. Минимум теории – максимум практики!

  • Чувствуется, что знаете как и любите учить. Очень толковый урок, спасибо!

  • Этот сайт супер=)
    Сам вот всё из учебника структурирую с 1-4. Закупился учебниками с 5 по 9.Начну 5 класс разбирать по частям и образовывать в структуры=)так учить очень легко и быстро.
    А так же я ко всем темам вопросы делаю,еще удобнее становится.

  • И от того что я стал учить Русский язык,мне легче выражать свои мысли.А так же делать пересказ чего-либо.Исп языковые средства теперь по полной.

  • Прочитает ребенок ваши шпаргалки и будет писать “в направление”. Потому . что у вас для 2го склонения в предложном падеже дано только окончание “е”. Учителя фиговы, научитесь учить сначала. Грамотеи.

    • Грамотный ребенок такого не напишет, так как в слове направление окончание -ие, а не -е. Это сайт для начальной школы, то есть до 4 класса
      Другое дело, если ребенок из начальной школы задумается над этим, тогда мы можем объяснить ему это правило:

      Русский язык 5 класс Тема: «Правописание существительных на –ия, -ий, -ие.»:
      Существительные с неодносложной основой муж. и сред, рода на -ий и -ие в предл. п. и жен. рода на -ия в дат. и предл. п. ед. ч. имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание -и, а не -е, напр.: направление – в направлении

  • Спасибо, несколько подзабыла эту темую. :D
    Хочу изучать Славеницу, а для этого нужно знать свой язык получше.
    С:

  • Спасибо , буду знать и как правильно для начинающего ребенка самое оно !