Продолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали склонение имен существительных по падежам и три склонения имен существительных. В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.
Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е, –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.
1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.
2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.
Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см. здесь). Затем определить склонение (как определить см. здесь). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.
Пример:
Летом ребята купались в озере.
Ребята купались (где? в чем?) в озере, значит это предложный падеж.
Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е. Итак, записываем:
Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере.
Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере.
Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.
Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в предыдущей статье.
Родительный падеж
Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?). Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с.
Окончания:
1-е склонение: -и, -ы.
2-е склонение: -а, -я.
3-е склонение: -и.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: У овцы мягкая длинная шерсть. → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение.
Дательный падеж
Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?). Используемые предлоги: к, по.
Окончания:
1-е склонение: -е.
2-е склонение: -у, -ю.
3-е склонение: -и.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мальчик бежал к озеру. → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение.
В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и, в дательном – окончание –е.
Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и.
Винительный падеж
Окончания:
1-е склонение: -у, -ю.
2-е склонение: -а, -я.
Пример: На болотах часто можно встретить цаплю. → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение.
Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.
Творительный падеж.
Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?). Используемые предлоги: с, за, под, над, между.
1-е склонение: -ой(-ей).
2-е склонение: -ом(-ем).
3-е склонение: -ю.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Рыбу ловят удочкой. → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение.
Предложный падеж
Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?). Используемые предлоги: о (об), в, на, при.
1-е склонение: -е.
2-е склонение: -е.
3-е склонение: -и.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мы говорили об осени. → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение.
В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.
Спасибо, что Вы с нами!
Понравилась статья - поделитесь с друзьями:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
Спасибо огромное за полезный и нужный урок. Все очень понятно и четко. Очень понравились примеры и детальный разбор падежей в предложении. Минимум теории – максимум практики!
Чувствуется, что знаете как и любите учить. Очень толковый урок, спасибо!
Этот сайт супер=)
Сам вот всё из учебника структурирую с 1-4. Закупился учебниками с 5 по 9.Начну 5 класс разбирать по частям и образовывать в структуры=)так учить очень легко и быстро.
А так же я ко всем темам вопросы делаю,еще удобнее становится.
И от того что я стал учить Русский язык,мне легче выражать свои мысли.А так же делать пересказ чего-либо.Исп языковые средства теперь по полной.
Прочитает ребенок ваши шпаргалки и будет писать “в направление”. Потому . что у вас для 2го склонения в предложном падеже дано только окончание “е”. Учителя фиговы, научитесь учить сначала. Грамотеи.
Грамотный ребенок такого не напишет, так как в слове направление окончание -ие, а не -е. Это сайт для начальной школы, то есть до 4 класса
Другое дело, если ребенок из начальной школы задумается над этим, тогда мы можем объяснить ему это правило:
Спасибо, несколько подзабыла эту темую.
Хочу изучать Славеницу, а для этого нужно знать свой язык получше.
С:
Спасибо , буду знать и как правильно для начинающего ребенка самое оно !