С этой статьи мы открываем новую рубрику «Проекты», где будут публиковаться статьи на темы, по которым пишут проекты наши дети.
Но сначала поговорим о том, что же это такое «проекты в начальной школе». Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей получать знания не только на уроках, но и ещё вести самостоятельные исследования.
В разных школах работать над проектами дети начинают в разное время. Где-то дети готовят первые проекты, уже начиная с первого класса, в других школах со второго, а иногда и с третьего. Но, когда бы дети ни начали заниматься проектно – исследовательской деятельностью, преподаватель должен хорошо подготовить детей к этому новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для родителей, которые сами не всегда понимают, что требуют от их детей.
Тема проекта
Давайте разберем, как выбирается тема проекта, а также этапы выполнения такого задания.
Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.
Тема проекта обязательно должна заинтересовать ребенка. Навязанная тема только отобьет охоту целенаправленно и хорошо выполнить задание. Также, тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной.
Подготовить проект ребенок, особенно в первом классе, сам не сможет, но должен активно участвовать, поэтому проект должен выполняться быстро. Сосредотачиваться долго на одной теме ученик начальной школы еще не привык.
Хорошо когда преподаватель сам в процессе урока, поняв заинтересованность каждого ребенка в конкретной теме, раздаст каждому конкретное задание. Но чаще всего тему ученик должен выбирать сам. А что значит сам, в первом классе? Правильно, все ляжет на наши родительские плечи. Это мы должны отвести ребенка в библиотеку или накопать материал в интернете, оформить проект и подготовить речь защиты.
Как выбрать тему? В начальной школе это не так сложно. Берем учебник, например – «окружающий мир», и рассматриваем изучаемые темы. В некоторых учебниках, темы текущих проектов представлены. Можно подобрать тему, которая интересует самого ребенка, это будет свободная тема. Тему мы подобрали, ребенок согласовал её с учителем, что же делать дальше?
Этапы проекта
Проектная деятельность может разбиваться на три этапа:
- находим материал для нашего проекта – литература, интернет или другие источники;
- собираем из этих источников нужную информацию;
- оформляем проект.
Оформление проекта
Оформить проект можно по-разному, в некоторых школах есть определенные требования к оформлению. В первом классе, обычно не бывает определенных требований, и оформить можно на одном листе в виде фотографий, так как большинство детей еще не могут прочитать, а тем более написать текст пояснений к этим фото, а рассказать может. Чем старше класс, тем выше требования к оформлению.
Обычное, стандартное оформление «пояснительной записки» выглядит следующим образом:
На первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, школа и класс автора проекта, а также год выполнения. Здесь же можно указать данные о руководителе проекта, если таковой имеется.
На второй странице содержание или оглавление проекта.
С третьей страницы начинаем описывать суть проекта:
Введение – постановка задачи и цель работы, краткая предыстория вопроса и отношение самого ученика к проблеме, описанной в проекте.
Далее само описание проекта, где вы детально разворачиваете проблему и либо находите решение, либо описываете, как это делают другие, опираясь на определенных авторов, цитируя различные высказывания.
Заключение – вывод, сделанный в результате исследования.
К пояснительной записке можно приложить плакаты или фотографии. Представить проект можно, также в виде презентации.
Научившись оформлять правильно проекты, у детей в дальнейшем не возникнет проблем в выполнении и оформлении рефератов и курсовых.
В дальнейшем в этой рубрике мы будем опубликовывать статьи раскрывающие различные темы проектов в начальной школе.
Вы можете выбрать различные темы для проектов, мы предлагаем вам несколько тем и статей посвященным этим темам:
Если вы хотите получать анонсы наших статей, подпишитесь на рассылку “Новости сайта”.
Понравилась статья - поделитесь с друзьями:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
и все-таки я не понимаю – зачем детям в начальной школе слово “проект”.. почему нельзя назвать.. “сегодня мы играем в построение корабля!!” зачем-зачем из маленьких детей делают взрослых…
это же задание не для детей, а для их родителей, которые уже выучились в школе..
мне просто плакать хочется от детских проектов.. зачем их так..
Тема мне кажется интересной…думаю авторам надо было упомянуть о том, что проекты бывают творческие(вы с ребёнком что-нибудь мастерите) и научно-исследовательские (вы и ребёнок что-нибудь исследуете и делаете маленькое открытие) …лично мне интересны и те и другие и особенно когда проект является и творческим и исследовательским…с удовольствием познакомлюсь с чужим опытом…я вообще за индивидуальную работу с детьми особенно с одарёнными(речь ведь будет идти именно о них)…у меня подрастает внучёк буду готовиться…
Вот – и я сегодня отказалась от участия в этой самой проектной деятельности. Т.к. мне учитель открытым текстом говорит что оформляет проект родитель, а ребенок только учит и рассказывает. А мне неинтересно это. мне лично сидеть и делать это за ребенка нет никакого желания. Он вроде хотел но сам понимает что для него это сложно. 2 класс. Наверное, я неправильно воспитываю ребенка. Но придумать интересную тему у меня не получилось. Так чтобы ребенку было интересно.