Развивающие занятия с детьми дошкольного возраста

занятия с детьми дошкольного возраста

В этой статье мы поговорим о том, какой уровень освоения лексики должен быть у детей, которые готовятся идти в школу. Этот уровень в первую очередь характеризуется способностью ребенка пользоваться разными формами слов, образными средствами и синонимами.
В рассказах дошкольников, например, встречаются все формы глагола идти, а также его синонимы типа плестись или топать. В своем рассказе ребенок может использовать несколько форм одного существительного, например: заяц – зайка – зайчишка – зайчонок и глаголы серый – серенький.

При характеристике предметов разного размера дети употребляют соответствующие формы существительного: у медведя морда, голова; у зайчика головка, мордочка. Также дети правильно подбирают к этим существительным соответствующие прилагательные: большой – поменьше, тяжелый – полегче, маленький – малюсенький.

Старшие дошкольники, наряду с обозначением размера и цвета, чаще детей четырех-пяти лет называют другие признаки, такие как пушистый или скользкий. Сложные определения приобретают большую образность – От того, что солнце светит на дом, он стал как золотой.

Но если речь ребенка развивается самостоятельно, без стимуляции взрослых, увеличение образности сложных определений заметно не наблюдается.

Грамматический строй предложений у дошколят усложняется, так как заметно увеличивается число глаголов. С их помощью ребенок характеризует отношения и поступки людей:

Почтальонов надо беречь и помогать им, потому что он доставит почту в любую погоду и всегда знает какие газеты и журналы кому принести.

Дети от пяти до семи лет, которые употребляют в своих высказываниях достаточное количество глаголов, легче могут домыслить сюжет. От них можно чаще услышать оценочные суждения.

Но если с ребенком не заниматься, то формирование сложных высказываний на основе активного употребления различных форм глагола может быть ограничено. Это происходит с детьми, у которых не воспитан интерес к рассматриванию картинок, иллюстраций к другим наблюдениям и среди поводов к общению предлагаются лишь распоряжения и просьбы. Т.е глаголы, которые преимущественно употребляются, обозначают простые действия: неси или беги. При этом грамматический строй высказываний резко упрощается. С детьми надо разговаривать, ненавязчиво расспрашивать, побуждать высказываться.

В возрасте пяти – семи лет дети знакомятся с окружающим миром и осваивают навыки поведения и общения. Вокруг них не только сказочные сюжеты, но и реальный мир: общественная жизнь, природа, искусство. Соответственно подбирается языковой материал. Поэтому разговаривать с детьми надо не только о природе и сказках, но и о реальной общественной жизни, искусстве и отношениях, тогда лексический словарь детей будет более наполненным.

Таким образом, при занятиях с ребенком дошкольного возраста следует усилить некоторые направления словарной работы. Очень важно, чтобы лексическая база ребенка включала в себя описание предметного мира и отражала человеческую деятельность. На этой лексической базе надо помочь детям в освоении правильного употребления склонений и спряжений, а также правильного использования предлогов и пространственных наречий (верх, низ, высь, даль).

Важно, что бы дети научились использовать образные выражения при описании явлений природы, сказочных сюжетов, а также реальных событий и взаимоотношений людей. Т.е. сформировать у ребенка богатую живую лексическую базу для общения с окружающими.

Спасибо, что Вы с нами!

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Отзывов (3)

  • Замечательные рекомендации, подробные и с примерами, работать по картинке с детьми нужно, и общаться, общаться, общаться, побуждая высказываться. Тогда действительно ребёнок научится рассуждать, что в значительной степени упростит его обучение в школе.

  • У меня младший как раз на следующий год в школу идет, и я пытаюсь всему этому научить его. Спасибо за рекомендации. Кое-что нашла для себя полезного.

  • Дети наше будущее, и конечно чем больше общаешься с ребенком, тем он более развит.