В этой статье мы продолжим обзор программы «Литературное чтение» и рассмотрим программу «Литературное чтение 3 класс». Целью этой программы является формирование целостного зрительного восприятия слова, а также приобретение детьми навыка сознательного и выразительного чтения целыми словами. Дети учатся при чтении делать паузы между предложениями, частями текста и внутри сложных предложений, а также использовать логические ударения.
При работе с книгой и текстом у детей развиваются умения:
- понимать, как связано заглавия с содержанием произведения;
- выявлять взаимосвязь событий описываемых в произведении;
- определять главную мысль и тему читаемого произведения;
- выделять ключевые слова, а также определять особенности научно-популярного и учебного текста;
- пересказывать небольшие тексты выборочно, подробно или от лица героя, т.е. творчески;
- составлять план произведения;
- относиться внимательно к жизни других людей и к своим переживаниям;
- опираясь на текст давать характеристику герою;
- выражать свое личное отношение к прочитанному произведению и иметь свою позицию;
- обращать внимание на позицию автора и его отношению к героям произведения;
- делать подборку книг определенного жанра и автора;
- представлять книгу по титульному листу, оглавлению и предисловию;
- пользоваться детским толковым словарем и словарем синонимов в учебнике.
Во время изучения курса дети читают по ролям, а также инсценируют фрагменты и небольшие тексты. Они самостоятельно работают над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений. Они создают словесные иллюстрации к художественным произведениям. по плану, составленному с помощью учителя дети учатся писать сочинения на заданную тему. Они сами сочиняют сказки рассказы и стихотворения.
Давайте рассмотрим темы и некоторых авторов, произведения которых изучаются в рамках этих тем, на примере учебника «Литературное чтение 3 класс» программы «Планета знаний».
1. Уж небо осенью дышало…:
- «Барсучий нос» и «Подарок» К. Паустовский;
- «Дорога к другу» М. Пришвин;
- «Листопад» И. Бунин;
- «У сгнившей лесной избушки…» Н. Рубцов.
2. Народные сказки:
- «Семь Симеонов» и «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» – русские сказки;
- «Жаба-королева» – литовская сказка;
- «Птица Кахна» – таджикская сказка;
- «Как юноша любимую искал» – китайская сказка.
3. Поэтические страницы:
- «У лукоморья дуб зелёный…» А. Пушкин;
- «Песенка про сказку» Ю. Мориц;
- «Маленький скрипач» немецкая баллада;
- «Сны» Г. Сапгир.
4. О мужестве и любви:
- «Верный и Малька», «Малька провинилась» и «Ещё про Мальку» В. Белов;
- «Воробей» И. Тургенев;
- «Тёма и Жучка» Н. Гарин-Михайловский;
- «Прыжок» Л. Толстого.
5. Зимы ждала, ждала природа…:
- «Разгулялась вьюга» С. Есенин;
- «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро» и «Зимняя дорога»А. Пушкин;
- «Чародейкою зимою» Ф. Тютчев.
6. Авторские сказки:
- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкин;
- «Стойкий оловянный солдатик» Х. К. Андерсен;
- «Царь и рубашка» Л. Толстого.
7. Басни
- «Муха» О. Мандельштам;
- «Мухи» и «Кошка и мыши» Эзоп;
- «Отец и сыновья» и «Лгун» Л. Толстой;
- «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська» и «Две Бочки» И. Крылов.
8. Братья наши меньшие:
- «Белолобый» А. Чехов;
- «Лимон» М. Пришвин;
- «Лев и собачка» Л. Толстой;
- «Кот Ворюга» К. Паустовский.
9. О совести и долге:
- «Полосатая палка» Ю. Яковлев;
- «Разноцветная бабочка» А. Платонов;
- «Мне больно, мальчики» А. Кешокова;
- «Тёплый хлеб» К. Паустовского.
10. Весна пришла:
- «Жаворонушки» и «Берёзонька» русские народные песни;
- «Весенний дождь» и «Рыбка» А. Фет;
- «Золотая рыбка» К. Бальмонт;
- «Лесная капель» М. Пришвин.
11. И в шутку, и всерьёз:
- шутки-прибаутки;
- «Болтливая баба» русская сказка;
- «Как Эмиль угодил головой в супницу» А. Линдгрен;
- «Про двух соседей» и «Старуха, дверь закрой!» С. Маршак;
- «Великие путешественники» М. Зощенко.
Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “Новости сайта“.
Понравилась статья - поделитесь с друзьями:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
Спасибо Вам за полезную и нужную статью.
Программы для литературного чтения должны быть интересными. Дети сейчас настолько переполнены не нужной информацией, что читать им уже некогда. И если во время изучения курса дети будут читать по ролям, а также инсценировать фрагменты и небольшие тексты, то интерес к книгам у них появиться.
Хорошо, что в интернете можно полностью познакомиться с планом на будущее. Таким образом можно подготовить ребенка к программе, а какую-то литературу и самим почитать.