Словосочетание

Как Вы думаете, что более конкретно называет предмет слово или словосочетание? Давайте подумаем, например, слово ручка. Что Вы представляете, когда слышите это слово?

Может ручку ребенка или ручку кастрюли, а может быть пишущую ручку. Видите, как конкретизирует предмет словосочетание.

Ранее мы уже говорили о том, что такое словосочетание, повторим ещё раз и более углубленно.

Итак, сочетание двух или более слов, связанных между собой по смыслу, называются словосочетанием.

Обычно в словосочетании одно слово главное, а другое – зависимое.

Например:

Глиняная миска, морс из клюквы, учиться в школе.

Давайте посмотрим на строение этих словосочетаний.

В первом случае (глиняная миска) это схема прилагательное + существительное, (что? – миска: сущ., миска какая? – глиняная: прил.).  Причем, главным словом в этом словосочетании является существительное миска, а зависимое слово – прилагательное глиняная.

Вот так это словосочетание будет выглядеть на схеме:

словосочетание

Давайте построим схемы других словосочетаний из примера:

Как определить главное слово в словосочетании.

Давайте рассмотрим картинку:

На картинке мы видим разные столы. Просто слово стол не объясняет, какой это стол. Добавив к слову стол прилагательное, мы объясним какой это стол.

Например:

компьютерный стол, кухонный стол, письменный стол.

Таким образом, мы определили, что в данных словосочетаниях главным словом является существительное стол, а слова прилагательные компьютерный, кухонный и письменный – зависимые. Составим схему для этих словосочетаний:

Рассмотрим пример других словосочетаний со словом стол:

писать на столе

подойти к столу

положить на стол

В данных словосочетаниях слово стол не является главным. Здесь главным является глагол, а существительное стол – зависимое, так как оно конкретизирует глагол:

Что делать? Писать гл. Писать на чем? На столесущ. в предложном падеже.

Что делать? Подойти гл. Подойти к чему? К столусущ. в дательном падеже.

Что делать? Положить гл. Положить на что? На столсущ. в винительный падеже.

Как связаны слова в словосочетаниях

Давайте рассмотрим этот вопрос на примере двух словосочетаний:

  1. древний дуб
  2. древние дубы

Итак, схема этих словосочетаний прил. + сущ., причем сущ. является главным словом, а прил. – зависимым. Но чем же они отличаются?

В первом случае, существительное дуб в единственном числе, а во втором – во множественном. Число зависимого слова – прилагательного меняется в зависимости от числа главного слова – существительного.

Мы получили правило:

В словосочетании зависимые имена прилагательные употребляются в том же числе, что и существительные.

Давайте рассмотрим ещё один пример:

  1. вишневый сок
  2. сок из вишни

Чем схожи эти словосочетания? Они описывают одно и то же, но схемы у них разные:

Здесь есть сходство в значении: предмет и признак предмета.

Словосочетания, как и слова, могут быть близкими по значению, несмотря на различие в их строении

Спасибо, что Вы с нами.

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Обсуждение закрыто.